Нити с Востока

Китайской автомобильной техникой, и не только ей, на нашем рынке уже давно никого не удивишь. Удивительно другое — как мудро и с какой скоростью современный Китай реагирует на ритм современного мира, используя его (мир) с максимальной выгодой для себя. Я убеждаюсь в этом постоянно, когда волею судеб время от времени оказываюсь в Поднебесной.

Автор: Дмитрий Жигульский. Фото автора
Ch 01
На этот раз по приглашению местного производителя Донгфенг (написал бы по-китайски, но на ноутбуке нет алфавита) группа российских журналистов-писателей посетила завод грузовых автомобилей китайского производителя в городе Шиянь с населением в 600 тыс. человек в юго-восточной провинции Хубей. По китайским меркам Шиянь — деревня, но по нашим — современный город, которому позавидует отечественный крупный областной центр: широкие улицы, небоскребы, торговые центры, музеи. Автозавод Донгфенг градообразующий, поэтому судьбы здешних людей зависят от экономических успехов данного предприятия. Но на фоне
десятка других крупных китайских производителей грузовой техники, за будущее этого завода можно не волноваться — предприятие государственное. Поэтому сомневаюсь, что государство, национальная валюта которого является одной из шести резервных валют мира, позволит ему (предприятию) даже «простудиться» в отдаленном будущем. История Донгфенг началась в 1969 г., когда и был заложен «Второй автомобильный завод» САВ (SAW – Second Auto Works). На тот момент уже существовал первый — ФАВ (FAW – First Auto Works), но растущая экономика Поднебесной, закупавшая передовую, на тот момент, технику СССР, требовала все больше авто-
мобилей. Правда, первый грузовик — EQ240, в основе которого была советская технология – выехал из ворот «второго» завода только в 1975, а в 1992 САВ стал Донгфенгом (Восточный ветер). Сегодня Донгфенг имеет 6 заводов и 9 производственных мощностей, выпускающих практически все: узлы, агрегаты (двигатели, мосты, КП), кабины, легковые и грузовые автомобили разных классов, спец- и военную технику. На данный момент бывший «второй» — первый по количеству выпускаемых тяжелых и средних (более 6 т полной массы) грузовиков не только в Китае с долей рынка около 15%, но и в мире, опередив не так давно Mercedes.
Ch 02 По прилету в Ухань на выходе из аэропорта тебя встречают таксисты. Это Шереметьево?
Ch 03 Почувствуйте разницу
Ch 04 Китай вчера, сегодня и завтра – это одна большая стройка
По китайским меркам Шиянь — деревня, но по нашим — современный город, которому позавидует отечественный крупный областной центр: широкие улицы, небоскребы, торговые центры, музеи

Для справки скажу, что в 2014 г. все китайские автозаводы выпустили только тяжелых грузовиков (свыше 18 т) 743 991 единицу, а средних (6-18 т) — 247 839 штук. Ни одна экономика мира и близко к таким объемам не приблизилась. Правда, все это многообразие остается на рынке Китая: импортируется совсем немного, потому что для импорта нужны несколько другие технологии и качество. Кстати, в разговоре с топ-менеджерами Донгфенг проблема качества присутствовала красной нитью и руководство всячески подчеркивало, что она (проблема) — в прошлом, а сегодняшняя техника производится под строгим контролем на современном оборудовании и с современными технологиями. А в качестве доказательства этого утверждения привезли на завод и полигон, рассказали о партнерах и планах. Не для красного словца: то, что мы увидели — впечатляет. Мне приходилось бывать на многих предприятиях, выпускающих грузовики. Из того, что видел, завод в Шияне — самый современный с точки зрения конструкции. Громадные и чистые цеха с оранжереями посередине, солнечные панели на крышах цехов, несуетливые рабочие, испытательные лаборатории.

Ch 05 Первый грузовик EQ240 очень смахивал на советские машины
Ch 06
Ch 07
Ch 08 Во время перекура на заводе Донгфенг

Фотографировать разрешали все, кроме военной техники, что большая редкость в современном мире — открытость поражает! А испытательный полигон, построенный европейцами, — самый большой в мире (но снимать запретили). Увидев его, «впал в ступор»! Я был на немецких, итальянских, испанских и наших полигонах. Но китайский — это автомобильный муравейник: на скоростном кольце, на брусчатке, на дорогах с разным уровнем сцепления и подъемах с разными углами носятся, ездят и трясутся десятки, если не сотни, автомобилей разных классов и фирм одновременно — жизнь кипит!

На данный момент бывший «второй» – первый по количеству выпускаемых тяжелых и средних (более 6 т полной массы) грузовиков не только в Китае с долей рынка около 15%, но и в мире, опередив не так давно Mercedes

Ch 09
Ch 10 Жан-Ноэль Тено в компании Донгфенг отвечает за внешние рынки. В России он видит большие перспективы. Издалека виднее!
Ch 11 А так видятся перспективы отечественного бизнеса изнутри

Здесь-то и приходит понимание того, что будущее у китайской автомобильной промышленности огромное. С пониманием отнесся к тому, что в таком опасном, в общем-то, месте нас не допустили за руль грузовика, а просто прокатили по разным участкам полигона. Но некоторые из отечественных журналистов начали бить себя в грудь и материть китайцев за то, что не дали «профессионалам» лично проехаться за «баранкой». Было неловко за соотечественников — не в первый раз. Собственно, наша поездка была приурочена к продвижению и закреплению бренда Донгфенг на российском рынке. История его

Ch 12
Ch 13 Если ты не член КПК, то высоких должностей не видать
Ch 14
Ch 15 Евро-4 во всей красе: сажевый фильтр, бак для раствора мочевины
Ch 16
Во время ветра перемен одни строят стены, другие — ветряные мельницы
Ch 17
Для китайских отличных дорог — пневмоподвеска кабины! Или не для китайских?
появления здесь зафиксирована в летописи в 2003 г., когда марка — строительная, в основном, техника — начала продаваться официально, но кризис 2008 года отбросил продажи к началу появления. Тогда компания начала действовать по принципу китайских мудрецов, утверждающих, что во время ветра перемен одни строят стены, другие — ветряные
мельницы. Может быть, у руководства и были муки выбора, но пока мы видим мельницы. Для успешной ловли ветра привлекли давно работающую на нашем рынке компанию VH, известную как первого и нынешнего продавца техники DAF. Компания Сержа Ван Холле сделала много для продвижения голландского производителя в РФ, теперь старается
Ch 18
Ch 19
Скоростное кольцо полигона – тот редкий случай, когда в кадре нет машин
для китайского. В Поднебесной поняли, что кавалерийским наскоком даже на таком непредсказуемом, как наш, рынке ловить нечего. Нужно постепенно, нудно и профессионально убеждать клиентов покупать технику, подкрепляя это сервисной базой. У VH-Dongfeng (хотя VH-DAF тоже никуда не делась), теперь уже, все это
есть. Сотрудничество двух фирм началось с уговоров китайской стороны поменять стратегию: снизить цены, которые были выше всех китайских производителей, и внести некоторые изменения в конструкцию автомобилей. Что в Поднебесной делал Серж — никто не рассказывает, но отпускная цена на грузовики после
Ch 20 Испытательный полигон Донгфенг в разгар рабочего дня
его визита туда снизилась на 30%. Не сопротивляясь были изменены элементы конструкции для машин на российский рынок без увеличения цены: усилены кронштейны задних реактивных тяг; поставлена защита радиатора, воздушного фильтра, расширительного бачка системы охлаждения; перенесен выше блок осушителя воздуха; заменены замки заднего борта кузова. В виде наживки для потенциальных покупателей на автомобильных выставках в Ганновере в 2014 г. и затем в России в 2015 был показан новый флагман грузовой линейки — Dongfeng KX.
Ch 21 Флагман производственной линейки Донгфенг – Dongfeng KX. Проехав на машине, могу уверенно сказать, что по первым ходовым ощущениям машина – на уровне современных европейских аналогов! Если бы не запах дешевой пластмассы в салоне... Про качество пока ничего сказать нельзя
Машина была разработана совместно, как утверждают, с компанией Volvo, которой с 2013 г. принадлежит 45% акций компании Dongfeng Commercial Vehicles. Китайцы, в свою очередь, получили доступ к современным технологиям. В новой машине шведская — только механическая КП. Двигатель — 13-литровый Cummins мощностью 455 или 486 л.с., мосты — доморощеные по лицензии Dana Axle Со., дизайн кабины — итальянского ателье Up-Design. Большинство выпускаемых тягачей серии КХ имеют колесную формулу 6х4 с рессорной подвеской и экологический стандарт двигателя Евро-4 (принятый сегодня в Китае), полная масса такого грузовика — около 10,5 тонн.
Ch 22 Ch 23 Ch 24
Ch 25 Дороги в Китае отличные и строятся космическими темпами. Но это как раз тот случай, когда качество полотна не соответствует уровню подготовки водителей – ездят отвратительно. При авариях никто не останавливается помочь
Ch 26
Такое явление на автострадах Китая в порядке вещей. Двадцать микроавтобусов – не проблема! Массо-габаритные характеристики вызывают шок и трепет: 55-60 тонн при длине автопоезда около 30 метров. Водители на нем умудряются разогнаться до 100 км/ч
Ch 27 Одна из особенностей тяжелых грузовиков или автопоездов в Китае – наличие принудительной водяной системы охлаждения рабочих тормозов. Из бака через электроклапаны подается тонкая струя воды на тормозные барабаны при нажатии на педаль тормоза. В чем я не разобрался – под давлением или самотеком
Ch 29
Ch 28
Ch 30 Отличное решение компоновки микроавтобуса для семейных путешествий Ch 32 Ch 33
Ch 31

Успешные для китайцев рынки — Бразилия, Эквадор, Перу. Особенно — ЮАР. Именно с последней сравнивают нашу страну

Но на полигоне испытывались машины с колесной формулой 6х4 и 4х2 с пневмоподвеской и 12-ступенчатой автоматизированной КП ZF AS Tronic, дисковыми тормозами на всех колесах с ретардером, экостандарта Евро-5 и со всеми возможными современными системами безопасности и помощи водителю. Интересно, на какой рынок готовится такая машина? Для Европы — уверенно нет, для РФ — с натяжкой (рынок в ауте), может, Бразилия — почему нет? Или США, как сенсация? Несмотря на то, что самые популярные колесные формулы для грузовиков в Китае — 6х4, 8х4 и 6х2 (китайская шестерка), серия КХ 4х2 Евро-4 уже готова для местного рынка. Успешные для китайцев рынки — Бразилия, Эквадор, Перу. Особенно — ЮАР. Именно с последней сравнивают нашу страну. Может быть, но по количеству тепла — мы точно в аутсайдерах! В продолжение сотрудничества китайцев со шведами скажу, что в планах — совместный выпуск трансмиссии (КП и мосты) в 2016 г., двигателя на базе D13 — к 2018. Справедливости ради отмечу, что на сегодняшний день заводы Донгфенг производят шведские лицензионные D11 и трансмиссию (КП и мосты) для грузовиков других серий. Китайцы также готовы использовать вольвовскую сервисную базу, но, сдается мне, сами шведы об этом еще не подозревают.
На российском рынке в течение 10 лет Донгфенг планирует существенно расширить сеть сервисных станций до уровня 2-часовой клиентской доступности.
Раз уж затронули отечественный рынок, то перспективы продаж туманны из-за состояния экономики. VH планирует начать поставки грузовиков КХ с начала 2016 г. и даже начали, вроде как, сертификацию машины, но цена на них еще не определена, и я бы не был столь оптимистичен.
Как заявляют руководители завода, рынок России для них важен, несмотря на то, что на сегодня это не более нескольких сотен машин в год. Стратегия — «тонкими нитями» внедриться в экономику. А как показывает опыт, часто именно «тонкие нити» начинают рулить экономикой.
Ch 34