1
2 2
«В мире сейчас дуют два ветра: ветер с Востока и ветер с запада. В Китае есть выражение: "Либо ветер с Востока довлеет над ветром с запада, либо ветер с запада довлеет над ветром с Востока”. Я считаю, что нынешняя обстановка характеризуется тем, что ветер с Востока довлеет над ветром с запада...»
Мао Цзэдун
По воле великого кормчего
Cказано это было на Московском совещании представителей коммунистических и рабочих партий 18 ноября 1957 года применительно к противостоянию социализма и империализма, однако как нельзя актуально звучит и сегодня. Кстати, название компании, с 1992 года известной как Dongfeng Motor Corporation
(DFM, Дунфэн), о которой и пойдет речь, переводится именно как «Ветер с Востока». И к её созданию тоже приложил руку Великий Кормчий, в 1953-м выдвинувший идею строительства Второго автомобильного завода. Надо полагать, по аналогии с Первым автомобильным заводом (FAW), возведение которого в то
НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО
Гора Уданшань считается самой известной даосской горой в Срединной империи. Отсюда берут рождение и знаменитые китайские боевые искусства. Первый храм – храм Пяти Драконов – здесь построили во время династии Тан (618-907 гг.). Наиболее
интенсивное строительство, в котором по воле императора Юнлэ было занято 300 тысяч солдат, пришлось на XV век. Комплекс сооружений, протянувшихся на 80 км, охватывал главную вершину и окружающие её 72 малых пика. Во время культурной рево-
люции (1966-1976 гг.) храмы были разрушены, но потом восстановлены. Ныне Удан-шань превратилась в туристическую Мекку. В 1994 году весь комплекс храмов и монастырей на горе получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
3
время велось ударными темпами в Чанчуне не без активной помощи СССР (первой моделью завода стал ЗИС-150 под индексом Jiefang CA 10). Между прочим, первое упоминание Dongfeng как автомобильной марки датируется 1958-м, когда FAW приступил к выпуску одноименных легковушек. Остается только гадать, почему идею «любимого руководителя» не воплотили в жизнь немедленно, однако по факту строительство SAW (Second Auto Works) началось лишь в 1969-м. Выбор места для будущего завода пал на деревушку Шиянь (Shiyan), расположенную на северо-западе провинции Хубэй у подножия горного хребта Уданшань (Wudang
Shan), знаменитого своими даосскими монастырями и храмами (см. Мимоездом). Причем, если верить китайским товарищам, создавалось предприятие, в отличие от FAW, исключительно с опорой на собственные силы. К тому времени отношения между КНР и СССР заметно охладели (печально знаменитый пограничный конфликт на острове Даманский, кстати, случился как раз в марте 1969 года). SAW стал для Шияня в полном смысле слова градообразующим предприятием. Достаточно сказать, что до апреля 1982-го даже управление заводом осуществлялось совместно с городским советом. Нынче говорить о заводе в единственном числе, мягко говоря, некорректно.
5
4
6
7
Две стремительные ласточки образуют эмблему Dongfeng
Многоликий Dongfeng. Не скажу за весь Китай, но в провинции Хубэй изделия с фирменными ласточками на передке встречаются сплошь и рядом: эта «поливалка» исправно драит улицы Шияня...
DFM – это целая империя, выпускающая грузовики, фургоны, легковые автомобили (СП с PSA, Honda, KIA, Renault, Nissan), автобусы, армейскую технику. Что касается одной только Dongfeng Trucks (тяжелые и средние грузовики, не путать с DFAC – Dongfeng Automobile Company Ltd., выпускающей малотоннажники), то это около 30 тысяч персонала и 15 заводов, включая субподрядчиков. Значительная их часть квартирует в 600-тысячном Шияне (по китайским меркам мелкий райцентр), в частности, заводы кабин, рам, двигателей, трансмиссий, сборочный завод. В Сянъяне (Xiangyang, до декабря 2010-го этот город именовался Сянфань – Xiangfan) среди прочих дунфэновских предприятий находятся СП «Dongfeng Cummins Engine Co., Ltd» и испытательный полигон. В столице Синьцзянь-
8
...бортовой KL с колесной формулой 8х4...
...Hummer по-китайски...
9
10
...древний EQ 1141 образца 1990 года...
11
...рейсовый автобус на улицах Ухани...
...этот выхваченный из ночной тьмы «капотник» тоже имеет отношение к Dongfeng. Такие машины собирает дочерняя Dongfeng Liu Zhou Commercial Vehicle Co., Ltd...
12
...не чураются в Шияне и газобаллонной темы...
...эксперименты с электротягой...
...собираемые в рамках СП с PSA Citroen’ы широко используются в качестве такси
13
14
15
Уйгурского автономного района, городе Урумчи (Urumqi), – производство внедорожных грузовиков и сборочных комплектов, а в Ухане (Wuhan) – штабквартира и научно-технический центр.
Однажды в Шияне
Мы посетили с иголочки новый сборочный завод в Шияне. Предприятие трудится в две смены, а его производственные мощности рассчитаны на ежегодный выпуск 160 тысяч автомобилей. При этом возможности смежников следующие: 180 000 кабин, 120 000 двигателей, 120 000 коробок передач, 700 000 осей. Модельная линейка Dongfeng Trucks представлена тяжелыми грузовиками серий KL и KC, новейшим флагманом четвертого поколения KX, а также среднетоннажными KR. Интерьер завода мало чем отличается от его современного европейского аналога, за исключением, может быть, средств наглядной агитации в виде
красных флагов и прославляющих революционный труд панно. Чисто, светло, автоматизировано. Для отдыха работников предназначены разбросанные по цеху засаженные зеленью оазисы. Кстати, сборщики получают порядка $9000 в год. С учетом нынешнего обменного курса, кто сказал, что в Китае дешевая рабочая сила? Во всяком случае, в сравнении с доходами их российских коллег зарплаты вполне приличные. Агрегатная база грузовиков Dongfeng представлена двигателями Cummins (4,5-13 л), DCi 11 (11 л) и EQ 4Н (Dongfeng) объемом 4,75 л. Здесь требуется некоторое пояснение. Под DCi 11 понимается старая добрая рядная «шестерка» Renault DCi 11, лицензию на производство которой китайцы приобрели еще до того, как это сделал Ярославский моторный. Пропорция выпуска примерно следующая: львиная доля Дунфэнов, или 59%, оснащается моторами Cummins,
17
16
29% – DCi 11, остальные – собственными EQ 4Н (по поводу их истинного происхождения, простите, не в курсе, но китайцы божатся, что это их собственная разработка). Коробки передач механические Shaanxi Fast Gear (в девичестве Eaton), их начинают теснить вольвовские МКП VT 2514B, мосты – лицензионные Dana. Гигантские масштабы производства особенно заметны на площадках сбыта. Их несколько, и они поистине циклопического размера. Смотришь на эти бесконечные ряды грузовиков, и в голову лезут блоковские строки из «Скифов»: «Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы...»
Стратегия глобализма
Собственно, ничего удивительного в этом нет, если оперировать статистикой China Association of Automobile Manufactures (CAAM) за 2014 год, а оная гласит, что рынок только тяжелых грузовиков в Поднебесной составил 743 999 ед. (!). Это много больше, нежели суммарный рынок Европы и Северной Америки... Dongfeng
18
Made in Shiyan: эти рамы на сборку доставили с соседнего завода рам. В качестве технологического транспорта, разумеется, Dongfeng
Постепенно рама обрастает навеской...
19
20
Панно, наглядно иллюстрирующее процесс сборки
21
Чаплиновскими «Новыми временами» здесь и не пахнет
Trucks принадлежало 14,42% (107 314 ед.) рынка. Рынок средних грузовиков составил 247 839 ед., а доля Dongfeng Trucks – 16,87% (41 813 ед.). У себя на родине по объему выпуска грузовых автомобилей полной массой свыше 8 т компания занимает первое место, опережая FAW и Sinotruk/Howo. Но на местном рынке Dongfeng уже тесно, тем более что с учетом спада китайской экономики его рост прекратился. Отсюда стратегическая линия по превращению китайского Dongfeng’а в глобальный Dongfeng. Стратегия сия реализуется пошагово, а всего таких шагов три. Первый – занять лидирующее положение на местном рынке, обеспечивая устойчивую прибыльность, в том числе и с точки зрения удовлетворенности клиентов (customer satisfaction). Похоже, это уже пройденный этап. Второй рассчитан на завоевание развивающихся рынков (сдается, Dongfeng этим сейчас и занят, потому как представлен в том числе в Латинской Америке и ЮАР) и, наконец, превращение в глобального игрока с уровнем доходности, равным или превышающим среднемировой уровень. К слову, года три назад в Пекине я был свидетелем, как подобную стратегию
озвучивал другой китайский автопроизводитель – Foton (подробности в «КТ» No 3/2012). Дело было на церемонии открытия совместного предприятия с Daimler AG – «Beijing Foton Daim-
ler Automotive Co., Ltd.», а стратегия именовалась «5+3+1», сроки реализации которой были определены 2020 годом. Расшифровывалась она следующим образом. До 2015-го китайцы намеревались
22
23
Стройные ряды KL на финише сборки
25
24
Не стоит забывать, что, несмотря на свободу предпринимательства «руководящая и направляющая сила» в Китае, по-прежнему, КПК
26
Прежде чем отправиться на площадку сбыта грузовики попадают на испытательные стенды
27
28
построить заводы проектной мощностью 100 тысяч автомобилей в год в пяти странах – Индии, Бразилии, Мексике, Индонезии и России (!?). Тройка означала присутствие на развитых рынках – в Северной Америке, Западной Европе и Японии на пару с Южной Кореей. А единичка говорила о том, что штаб-квартира и центр инноваций Foton останутся в Пекине. О строительстве завода Dongfeng в России речи пока нет. Однако, по словам Жан-Ноэля Тено (Jean-Noël Thenault, до своего нынешнего назначения c 1998 года возглавлял Volvo Trucks France), вице-президента Dongfeng Commercial Vehicle Сo., Ltd., РФ рассматривается в качестве одного из ключевых зарубежных рынков, на котором китайская компания намерена выстраивать стратегию по западноевропейским лекалам (подробности в интервью с Жан-Ноэлем Тено в «КТ» No 5/2015). В качестве «учителей» выступает Volvo, с которой в нынешнем году образовано совместное предприятие «Dongfeng Commercial Vehicles», ведь помимо передачи китайскому партнеру технологий Volvo еще одно направление совместной деятельности – реализация маркетинговой стратегии. *** Каюсь, в присутствии китайских товарищей все же не удержался, чтобы не задать г-ну Тено неполиткорректный вопрос. Дескать, не роет ли в будущем европейская «Большая семерка» (может быть, за исключением DAF Trucks) себе могилу, передавая опыт и технологии в Поднебесную? Конечно, надо соблюдать баланс интересов, ответствовал г-н Тено, но мы не можем игнорировать такой громадный рынок, важную роль здесь играет экономика объемов и снижение затрат на разработку новых технологий, осилить которые в одиночку уже невозможно.
29